Тенденции развития эпиляции: отображение в искусстве
На протяжении веков люди удаляли лишние волосы на теле, однако только к XXI веку удаление волос на лобке стало привычной нормой для каждой женщины, желающей выглядеть эстетично. Тенденции удаления лобковых волос, их развитие и трансформация – это то, о чем знают далеко не все.
Еще с древних времен люди начали удалять волосы на лобке, однако вплоть до конца XIX века на множестве художественных полотен авторы не забывали в деталях их прорисовывать. И было это связано, безусловно, с особенностями натурщиц.
В наши дни ситуация в корне изменилась, и когда лишние волосы стали считаться эстетически непривлекательными, мода на их удаление вошла в свою решающую стадию. Стоит отметить, что по мнению некоторых экспертов, развитие этой тенденции связано с тем, что во «всемирной паутине» стала куда более доступна порнография.
Разумеется, поскольку мы не имеем должных и достоверных доказательств, все наши представления о, скажем так, культуре эпиляции в древние времена основывается исключительно на художественных изображениях того периода. Если в качестве примера брать искусство Древнего Египта, то можно увидеть, что помещённые в гробницу женщины изображались с небольшими треугольниками волос в области бикини и с бронзовыми бритвами, которые должны были сопровождать их и в загробной жизни.
А вот пришедшие из Древней Греции реликвии четко указывают на то, что бритье той или иной зоны греками очень приветствовалось, более того, согласно законам шариата, удалять волосы на теле было если не обязательным, то как минимум желательным. Европейское искусство, напротив, демонстрирует скульптуры и картины с естественным количеством волос, а значит, женщины европейского мира пренебрегали удалением нежелательной растительности. Впрочем, есть и исключения: так, скульптура Давида (Сикстинская Капелла), вышедшая из-под рук Микеланджело, была с коротко подстриженными лобковыми волосами.
А вот Рубенс, напротив, на своих картинах не изображал лобковые волосы, либо вовсе «закрывал» интимные места какой-либо деталью.
При этом, женские лобковые волосы не изображались в искусстве Европы вплоть до конца XIX века, а именно до картины Франциска Гойя «Маха обнажённая». Именно эта картина, по мнению экспертов, является первым представлением лобковых волос на женском теле в европейском искусстве, даже несмотря на то, что их было небольшое количество.
Еще один интересный, но неподтвержденный аспект из европейского искусства. Искусствовед и поэт Джон Раскин, черпавший знания об обнаженных женских формах исключительно из классических мраморных скульптур, на которых не изображались лобковые волосы, увидев в первую брачную ночь лобковые волосы своей жены, на следующий же день разорвал с ней узы брака.
Немалую полемику вызывала и картина известного художника Густава Курбе «L’Origine du Monde», на которой художник впервые за всю историю европейского искусства изобразил лобковые волосы женщины в их естественном виде, что называется, без прикрас.
Для своего времени эта картина стала чересчур шокирующей. Впрочем, вполне возможно, что шок был вызван не только лобковыми волосами, но и тщательно прорисованными половыми губами. Для европейского общества, еще не познавшего обнаженности в искусстве в полной мере, это стало настоящим «когнитивным диссонансом», а сама картин